Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

3 сентября 2013 г.

Потапенко Николай Сергеевич, кандидат юридических наук

В каких формах реализуются полномочия прокурора в гражданском процессе?

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве должно соответствовать ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, нормам иных федеральных законов, с учетом позиций, изложенных в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и указаний, содержащихся в информационных письмах Генеральной Прокуратуры РФ.
В настоящее время, как справедливо отмечает Женетль С.З, статус прокурора в процессе согласно ст. 34 ГПК ничем не отличается от статуса сторон по делу, третьих лиц, так как прокурор является лицом, участвующим в деле. В то же время это не совсем так, поскольку прокурор в гражданском процессе участвует в двух ипостасях и вправе: а) инициировать возбуждение гражданского судопроизводства; б) давать заключение по делу. Кроме того, у других лиц, участвующих в деле, нет предусмотренной законом обязанности осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации с вытекающими отсюда функциями, среди которых значится обращение в суд в целях устранения нарушений, причиняемых несоблюдением законов.[1]

В соответствии со ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Как следует из п. 14 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", прокурор на основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных интеллектуальных прав, в том числе в защиту нарушенных работодателем прав работников как авторов служебных результатов интеллектуальной деятельности (служебных произведений, служебных изобретений, служебных топологий и др.).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) отмечено, что нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариусы, как государственные, так и занимающиеся частной практикой, осуществляют нотариальные функции от имени Российской Федерации, а также учитывая, что нотариус Д. является, кроме того, президентом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, прокурор как представитель надзорного органа в сфере соблюдения законов, действующих на территории Российской Федерации, вне зависимости от формы деятельности нотариуса наделен полномочиями обратиться в суд с иском в интересах Российской Федерации о лишении нотариуса права нотариальной деятельности.

Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК, — как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

3) путем подачи апелляционных представлений и представлений на акты судов первой инстанции, кассационных и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты), за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. 34, 35, 45 ГПК, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

В связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2009 г. № 43‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»[2], которым прокурору предоставлены дополнительные полномочия по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан, прокурорам указанием Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. № 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»[3] рекомендовано организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

В интересах каких субъектов прокурор может подать 
заявление в суд?

В ГПК приведен исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд. В первую группу входят граждане, во вторую — субъекты, образующие неопределенный круг лиц, и в третью — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом прокурор не вправе обращаться в суд с исками в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций (хозяйственных обществ, учреждений, фондов, общественных объединений, политических партий и т.п.).

В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

В отдельных законах прямо оговорено право прокурора на возбуждение гражданских дел в интересах граждан. Так, например, СК предусмотрено право прокурора на возбуждение следующих категорий семейных дел: о признании брака недействительным (ст. 28), о лишении родительских прав (ст. 70), об ограничении родительских прав (ст. 73), о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102), об отмене усыновления ребенка (ст. 142).

В целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании незаконных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 251 ГПК), а также предъявить в суды иски о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий (ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[4]); о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства (п. 1 ст. 78, ст. 80 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды»[5]) и в других случаях нарушения прав неопределенного круга граждан или организаций.

Может ли прокурор по своей инициативе вступить в любое дело в любой стадии гражданского судопроизводства?

В отличие от ГПК РСФСР по  ГПК РФ  прокурор не может по своей инициативе вступить в дело в любой стадии процесса по любому гражданскому делу. Он вправе участвовать и давать заключения только по ряду дел, предусмотренных ч. 3 ст. 45 ГПК и другими федеральными законами. К таким делам относятся дела о выселении, дела о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, дела, связанные с нормоконтролем, избирательные дела, а также ряд дел особого производства, включая дела об усыновлении (удочерении) ребенка, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством.

Помимо ГПК обязательное участие прокурора по отдельным категориям дел предусмотрено и другими федеральными законами. Так, в силу ст. 70 СК обязательно участие прокурора по делам о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК), об отмене усыновления (п. 2 ст. 140 СК), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК).

Так, например, Президиумом Оренбургского областного суда дело по иску о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, применении последствий недействительности сделки и по иску о признании прекратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета направлено на новое рассмотрение, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ данный спор относится к той категории дел, по которым участие прокурора является обязательным, между тем органы прокуратуры не были извещены о времени и месте рассмотрения дела (Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 18.02.2013 по делу N 44г-5// СПС «Консультант плюс”).

При возникновении в суде указанных дел судья обязан поставить об этом в известность соответствующего прокурора, а при назначении дела к судебному разбирательству — направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела. При этом согласно ч. 3 ст. 45 ГПК неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Необходимо учитывать и лишение суда в настоящее время права привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. В соответствии с ч. 2 ст. 41 ГПК РСФСР суд мог признать обязательным участие в деле прокурора. В действующем Кодексе аналогичной нормы не содержится, право на привлечение к участию в процессе сохранилось у суда лишь применительно к государственным органам и органам местного самоуправления (ч. 2 ст. 47 ГПК).

До какого момента прокурор вправе вступить в процесс для дачи заключения по делу?

ГПК РСФСР не содержал каких-либо ограничений на этот счет. В ст. 41 закреплялось право прокурора вступить в дело в любой инстанции, а дача прокурором заключения по делу предусматривалась как в суде первой (ст. 187), так и в суде кассационной инстанции (ст. 303). В суде кассационной инстанции оно, правда, имело самостоятельный объект — законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта.

В п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[6] до настоящего времени закреплено право прокурора вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Однако эта норма указанного Федерального закона на основании ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 137‑ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»[7] должна применяться в части, не противоречащей ГПК.

В действующем ГПК указания на возможность прокурора вступить в дело в любой стадии процесса не содержится, в ч. 3 ст. 45 Кодекса говорится лишь о праве прокурора вступить в процесс для дачи заключения по делу. При производстве в суде первой инстанции заключение прокурора завершает часть судебного разбирательства, именуемую «рассмотрение дела по существу», за которой следует другая часть судебного разбирательства, известная как судебные прения. Поэтому прокурор может вступить в процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу.

Становится ли прокурор, подавший заявление в интересах других лиц, стороной по делу?

Прокурор, подавший заявление, не становится стороной по делу. Истцом в процессе является лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд. Тем не менее, прокурор пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца, за исключением тех, которые принадлежат истцу как субъекту спорного материального правоотношения. Прокурор не имеет права заключения мирового соглашения, к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 89 ГПК), с него не могут быть взысканы расходы на оплату услуг представителя (ст. 100 ГПК) и компенсация за потерю рабочего времени (ст. 99 ГПК).

Прокурор имеет право отказаться от поданного заявления и выйти из процесса. Однако эти действия не влекут за собой правовых последствий, связанных с отказом истца от исковых требований. Рассмотрение дела продолжается, если лицо, в интересах которого подано заявление, или его представитель не заявит об отказе от иска, который будет принят судом в общем порядке (ч. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК). Таким образом, по действующему законодательству (в отличие от ГПК РСФСР) для продолжения процесса истцу нет необходимости заявлять требование о рассмотрении дела по существу. При отказе прокурора от поданного заявления основанием для прекращения производства по делу будет служить не отсутствие требования истца о продолжении процесса, а принятый судом отказ истца от иска (абз. 4 ст. 220 ГПК).

Может ли быть прекращена судом по заявлению прокурора деятельность юридического лица по организации и проведению лотереи, если под ее видом данным юридическим лицом осуществляется проведение азартных игр?

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Порядок организации и проведения лотерей на территории РФ, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138‑ФЗ «О лотереях» (в ред. от 27 июля 2010 г.)[8].

При рассмотрении в суде заявления прокурора о прекращении деятельности юридического лица по организации и проведению лотереи на основании того, что под ее видом проводятся азартные игры, должны быть всесторонне изучены условия организации и проведения лотереи на предмет их соответствия требованиям данного Федерального закона.

Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.

В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть прекращена в соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность[9].

Вправе ли прокурор обратиться в суд с заявлением 
в защиту интересов Российской Федерации о ликвидации юридического лица, созданного с нарушением требований действующего законодательства?

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о ликвидации юридического лица, созданного с нарушением требований действующего законодательства.

Указание государственного органа, от лица которого прокурор в порядке ст. 45 ГПК обращается в суд с заявлением о защите интересов Российской Федерации, не требуется.

Прокурор в интересах Российской Федерации от лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) обратился в суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья (далее — ТСЖ) в порядке ст. 45 ГПК о ликвидации юридического лица, ссылаясь на то, что при создании ТСЖ были допущены грубые нарушения требований законодательства, решение о создании товарищества принято без извещения и без учета интересов Российской Федерации, являющейся собственником более половины помещений в данном доме.

Районный суд, удовлетворяя заявление прокурора, указал следующее.

В соответствии со ст. 44 — 46 ЖК решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников, при этом собрание является правомочным, если в нем приняли участие собственники помещений в этом доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов, а решение о выборе способа управления домом должно быть принято большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников.

В нарушение данных требований закона решение о создании ТСЖ принято на собрании двумя лицами, которые на тот период времени правом собственности на жилые помещения в доме не обладали. Российская Федерация, являющаяся собственником более половины площади в указанном доме, о проведении собрания и принятии решения о создании ТСЖ извещена не была.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, кассационная инстанция, не оспаривая вывод районного суда по существу спора о незаконности создания ТСЖ, указала на то, что Росимущество, в интересах которого прокурором заявлен иск, правом на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица не обладает, что, в свою очередь, лишает прокурора права на обращение в суд с указанным иском в интересах государства в лице Росимущества. Кроме того, по мнению суда кассационной инстанции, государство как собственник помещений в лице уполномоченного органа вправе во внесудебном порядке реализовать принадлежащие ему права, в том числе право на созыв и проведение внеочередного общего собрания сособственников помещений в многоквартирном доме с целью изменения способа управления многоквартирным домом.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила определение суда кассационной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Обращаясь по данному делу в суд в интересах Российской Федерации, прокурор в заявлении указал в качестве материального истца Росимущество.

Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Таким образом, указание прокурора при обращении в суд в защиту интересов Российской Федерации на конкретный государственный орган не является необходимым условием, предусмотренным ч. 3 ст. 131 ГПК.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, преду­смотренным п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено право на предъявление такого требования.

В силу ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Следовательно, прокурор, действуя в интересах государства, был вправе предъявить требование о принудительной ликвидации юридического лица.

Довод кассационной инстанции о том, что государство как собственник помещений в лице уполномоченного органа вправе реализовать принадлежащие ему права во внесудебном порядке, в том числе право на созыв и проведение внеочередного общего собрания сособственников помещений в многоквартирном доме с целью изменения способа управления многоквартирным домом, является незаконным, поскольку право на внесудебное урегулирование спора не лишает права на судебную защиту, гарантированную ст. 46 Конституции.

Статьей 12 ГК установлены способы защиты гражданских прав, выбор которых принадлежит лицу, права которого нарушены[10].

Вправе ли прокурор обратиться в суд с заявлением в защиту интересов внебюджетных фондов (ПФР, Фонда обязательного медицинского страхования), являющихся юридическими лицами и имеющих право самостоятельно обращаться в суд?

Часть 1 ст. 45 ГПК наделила прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В случае нарушения имущественных и иных прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований суд возбуждает гражданское дело по заявлению прокурора.

В силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1[11], ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с п. 2 данного Положения, находятся в государственной собственности РФ.

Поскольку собственником средств, направляемых в ПФР, является государство, то на основании ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту его нарушенных имущественных и иных прав и законных интересов.

Исходя из этого в случае если гражданином была незаконно получена пенсия, суд возбуждает гражданское дело по заявлению прокурора, предъявленному в интересах ПФР, собственником средств которого является Российская Федерация.

В случае нарушения имущественных интересов Фонда обязательного медицинского страхования в связи с выплатой денежных средств на лечение потерпевшему от преступлений прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Анализ положений п. 1, 3 и 9 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857[12], позволяет сделать вывод о том, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, реализующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Следовательно, в случае выплаты Федеральным фондом обязательного медицинского страхования средств затрагиваются права и законные интересы Российской Федерации, поэтому в силу ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о взыскании с соответствующих лиц денежных средств в пользу государства в лице соответствующего Фонда обязательного медицинского страхования.

Вправе ли прокурор обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга физических лиц о понуждении к проведению аттестации рабочих мест?

При осуществлении государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прокурор вправе обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга физических лиц.

Так, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

Возвращая прокурору данное заявление, судья районного суда исходил из того, что работники АО, в интересах которых прокурором заявляются требования, не относятся к неопределенному кругу лиц, могут самостоятельно обратиться за защитой своего права, следовательно, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК заявление подано лицом, не имеющим полномочий для его предъявления в суд.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что при обращении в суд с указанным иском прокурор вышел за пределы предоставленных ему полномочий, судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила определение судьи и разрешила вопрос по существу, отказав прокурору в принятии заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ определение областного суда отменила, материал направила в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, указав следующее.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Статьей 37 Конституции каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Как следует из материала, проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что администрация ЗАО «Ярославский завод вентиляционных изделий» не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования ст. 22, 212 ТК о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

Выводы суда о том, что круг лиц, в интересах которых обратился в суд прокурор, возможно определить, нельзя признать состоятельными. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

Отказывая прокурору в принятии заявления, судебная коллегия не учла, что на основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Между тем в соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом[13].

Вправе ли прокурор обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей, своевременно оплачивающих электроэнергию, о признании противоправными действий энергоснабжающих организаций, ограничивающих поставку тепловой энергии?

В целях защиты прав неопределенного круга потребителей прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК и ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[14] наделен правом обращения в суд с заявлением о признании действий энергоснабжающих организаций, которые ограничивают поставку тепловой энергии потребителям, своевременно оплачивающим электроэнергию, противоправными и о прекращении таких действий.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

При удовлетворении заявления прокурора суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через СМИ или иным способом до сведения потребителей решение суда.

По каким категориям гражданских дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, участие прокурора в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК обязательно?

Часть 3 ст. 45 ГПК устанавливает, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

ГПК не вводит ограничений по каким-либо определенным категориям дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, по которым прокурор принимает участие в деле на основании указанной нормы ГПК. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор может участвовать в рассмотрении любых исков, если в них сформулировано требование о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, в том числе и по делам о компенсации морального вреда причиненного повреждением здоровья или смертью кормильца согласно п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»[15].

Прокурор какого уровня — субъекта РФ или района и соответствующего ему образования — вправе обратиться к председателю областного суда с протестом на постановление судьи в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение?

В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[16] несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; достигли возраста, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 20 УК, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния они не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК, могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Согласно п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, или материалы об отказе в его возбуждении незамедлительно передаются органом внутренних дел или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения возможности применения к указанным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 29 декабря 2010 г.)[17].

Материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд. Участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным (п. 1 и 2 ст. 28 Федерального закона).

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, достигший возраста 14 лет, либо его родители или иные законные представители или по их просьбе адвокат могут обжаловать в вышестоящий суд постановление судьи в течение 10 суток со дня получения копии указанного постановления.

Таким образом, постановление судьи вступает в законную силу по истечении 10 суток после получения заинтересованной стороной копии постановления.

В п. 2 ст. 30 Федерального закона установлено, что постановление судьи может быть отменено по протесту прокурора, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

При решении вопроса о том, прокурор какого уровня вправе обратиться к председателю областного или другого соответствующего ему суда с протестом на постановление судьи, следует исходить из того, на какое постановление судьи (вступившее или не вступившее в законную силу) подается протест, и применять по аналогии правила гражданского судопроизводства, действующие соответственно в кассационной или надзорной инстанции (с 1 января 2012 г. ― в апелляционной, кассационной или надзорной): если судебное постановление не вступило в законную силу — с протестом может обратиться прокурор района; если судебное постановление вступило в силу — правом обращения с протестом обладают Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокурор субъекта РФ[18].

Может ли прокурор обращаться в суд с заявлением в защиту несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой?

Да может. Так, отказ прокурору в принятии заявления, поданного им в защиту интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ признан незаконным.

Прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК обратился в суд в интересах несовершеннолетних сестер А. (воспитанницы дома-интерната для умственно отсталых детей), 2000 г. рождения, и Я. (воспитанницы школы-интерната) с заявлением к местной администрации, в котором просил обязать ее произвести ремонт закрепленного за несовершеннолетними жилого помещения и осуществить контроль за его сохранностью.

Отказывая прокурору в принятии заявления, суд исходил из того, что администрации детских учреждений, где находятся дети, являются опекунами, осуществляют защиту их прав и законных интересов. Каких-либо доказательств, препятствующих самостоятельному обращению в суд самих учреждений, прокурор не представил.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила решение суда и определение суда кассационной инстанции, оставившего решение суда без изменения, и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Такое заявление может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу действующего законодательства право прокурора на обращение в суд в интересах несовершеннолетнего гражданина не зависит от наличия либо отсутствия у ребенка законного представителя, обладающего правом на такое обращение, но не использующего его.

Реализация прокурором полномочий, предусмотренных названной статьей, в части предъявления заявлений в интересах несовершеннолетних служит гарантией защиты прав несовершеннолетнего и свидетельствует о заботе и охране интересов ребенка со стороны государства.

Ссылка в определении на положения ч. 5 ст. 37 ГПК, согласно которой права несовершеннолетних защищают их законные представители, сделана без учета того, что указанная норма подразумевает альтернативу при защите прав несовершеннолетних иными лицами, которым это право предоставлено по закону.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что судебная защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, которая в соответствии с действующим законодательством должна осуществляться государством, возможна и путем обращения в суд прокурора[19].

Вправе ли прокурор обратиться в суд с заявлением о принудительной госпитализации лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77‑ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»[20] больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения. Заявление о госпитализации подается в суд руководителем медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением. Участие прокурора в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.

Уклонение от лечения лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан, т.е. затрагивает их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья прокурор на основании ч. 1 ст. 45 ГПК вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной госпитализации лиц, страдающих заразными формами туберкулеза, в защиту прав неопределенного круга лиц в целях предупреждения распространения инфекционного заболевания.

Однако нормами ГПК не установлен порядок рассмотрения указанных заявлений. В связи с этим и исходя из положений ч. 4 ст. 1 ГПК о возможности применения судами норм процессуального права по аналогии закона, заявление прокурора подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (гл. 35 ГПК)[21].

Имеются ли ведомственные приказы Генеральной прокуратуры РФ, регламентирующие участие прокуроров в гражданском судопроизводстве?

Да, имеются:

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 11 января 2021 г. N 2

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ
И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В целях эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (далее - дела), используя своевременно и в полном объеме предоставленные полномочия.

2. Задачами участвующего в гражданском и административном судопроизводстве прокурора считать:

защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

обеспечение законности на всех стадиях гражданского и административного судопроизводства.

3. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:

участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее - заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее - судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам.

4. Считать обязательным предварительное согласование заявлений, а также гражданских исков, предъявляемых в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подготовленных подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, с соответствующими профильными подразделениями (при их отсутствии - с должностными лицами), обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.

С проектом заявления представлять материалы, послужившие основанием для его подготовки, обеспечив аргументированность предъявляемых требований и их подтверждение необходимыми доказательствами, в том числе с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации.

При направлении заявления в суд в каждом случае рассматривать вопрос о необходимости принятия мер по обеспечению иска (применения мер предварительной защиты по административному иску). При выборе таких мер оценивать их соразмерность заявленным требованиям в целях реального исполнения судебных постановлений.

Одновременно с направлением в суд заявления передавать его копию и необходимые материалы в профильное подразделение (должностному лицу) для обеспечения участия в рассмотрении его судом.

4.1. Работу по поддержанию в судах заявлений строить в тесном взаимодействии с подразделениями, их подготовившими.

К участию в рассмотрении дел по заявлениям прокурора, правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, привлекать подразделения, инициировавшие обращение в суд.

Порядок взаимодействия подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации при поддержании заявлений в судах определить отдельным организационно-распорядительным документом.

Принимать меры к своевременному получению информации о движении дела, в том числе с использованием официальных сайтов и иных электронных систем судов.

4.2. Прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в случае предъявления заявления в суд, расположенный в другом субъекте Российской Федерации или удаленный на значительное расстояние от их местонахождения, незамедлительно обращаться к территориальному прокурору соответствующего уровня, приравненному к нему военному прокурору по месту нахождения суда для обеспечения участия в рассмотрении дела с одновременным направлением копии заявления и необходимых материалов.

Правом на изменение основания или предмета заявленных требований, изменение размера требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший заявление. В случае возникновения обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего обращение в суд.

О результатах рассмотрения дела сообщать прокурору, предъявившему заявление, не позднее трех дней со дня принятия судебного постановления с последующим направлением его копии для обеспечения проверки законности и обоснованности принятого решения.

4.3. Копии вступивших в законную силу или обращенных к немедленному исполнению судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора передавать в подразделение, инициировавшее предъявление заявления, а исполнительные документы, подлежащие выдаче прокурору как взыскателю, для контроля за их исполнением направлять в подразделение прокуратуры, осуществляющее организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных постановлений.

Исходить из того, что применение отсрочки (рассрочки) исполнения ответчиком судебного решения возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств. В целях пресечения необоснованного предоставления судом отсрочки (рассрочки) исполнения судебного решения, вынесенного по заявлению прокурора, использовать полномочия по обжалованию соответствующего определения суда.

5. Во всех судебных инстанциях обеспечить обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами.

Учесть, что в рассмотрении дел судами участвуют, как правило, работники прокуратур соответствующего уровня по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело, при необходимости с привлечением прокуроров специализированных прокуратур.

6. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.

По всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле.

Принять во внимание, что в соответствии с положениями статьи 71 ГПК РФ и статьи 70 К АС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме.

Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика, третьего или заинтересованного лица.

При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения.

6.1. Участие в рассмотрении дел апелляционными и кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным и кассационным военными судами, а также Верховным Судом Российской Федерации обеспечивать должностным лицам Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, при необходимости - иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Необходимость участия работников нижестоящих прокуратур в рассмотрении таких дел согласовывать с указанными выше подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

7. Обеспечить проверку законности и обоснованности судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор, в установленные процессуальные сроки.

Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

Не допускать принесения прокурорами представлений в отсутствие оснований для обжалования судебных постановлений, а также случаев необоснованного отзыва представлений.

7.1. Руководствуясь требованиями статей 320376 и 377 ГПК РФстатей 295 и 318 КАС РФ, иметь в виду, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) обладают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, а также прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.

Учитывать, что прокурор также вправе принести кассационное представление в интересах лиц, указанных в части 1 статьи 45 ГПК РФ и части 1 статьи 39 КАС РФ, не привлеченных к участию в деле, права которых нарушены судебным постановлением.

7.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в случае принесения представления в апелляционный или кассационный суды общей юрисдикции обеспечить в пятидневный срок направление его копии и наблюдательного производства по делу в электронном виде с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации (при отсутствии технической возможности - в бумажном виде) в территориальный отдел апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по месту дислокации апелляционного или кассационного судов общей юрисдикции (далее - территориальный отдел). Военным прокурорам окружного звена в случае принесения представления в апелляционный или кассационный военные суды соответствующие материалы направлять в Главную военную прокуратуру. Указанным выше подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение пяти дней информировать соответствующих прокуроров о результатах рассмотрения представления судом.

7.3. В случае обжалования судебных постановлений иными участниками процесса в апелляционный суд общей юрисдикции (апелляционный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления обеспечить подготовку и направление возражений на жалобу в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

7.4. При обжаловании судебных постановлений иными участниками процесса в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения кассационного представления обеспечить подготовку и направление не позднее пяти дней до установленного судом срока в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру возражений на жалобу и наблюдательного производства по делу в электронном виде (при отсутствии технической возможности - в бумажном виде) для формирования единой правовой позиции по делу.

При получении от иных участников процесса копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов направлять их в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру.

Учитывать, что возражения подписываются прокурором, участвовавшим в деле (для кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда - участвовавшим в апелляционной инстанции суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда), либо руководителем соответствующей прокуратуры или его заместителем.

7.5. Территориальным отделам, Главной военной прокуратуре информировать прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры об отмене или изменении судебных постановлений по жалобам участников процесса в пятидневный срок со дня вынесения определений апелляционными или кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным или кассационным военными судами. Наблюдательные производства, поступившие в бумажном виде, возвращать в соответствующую прокуратуру.

7.6. Для оспаривания судебного постановления в Верховном Суде Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам обращаться с проектом кассационного (надзорного) представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Военным прокурорам окружного звена проекты соответствующих представлений на судебные постановления направлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору.

В целях соблюдения процессуального срока на обжалование судебного постановления проект кассационного (надзорного) представления, наблюдательное производство и заверенные копии судебных постановлений направлять в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебных постановлений в законную силу. Его заверенную соответствующим судом копию досылать незамедлительно после поступления в прокуратуру.

7.7. При обращении с кассационным или надзорным представлением учитывать положения статей 379.3390.7391.5 ГПК РФстатей 322323337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции.


8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам обеспечить формирование в электронном виде (при отсутствии технической возможности - в бумажном виде) единого наблюдательного производства по делу, в котором должны содержаться наиболее важные процессуальные документы: копии заявлений, возражений на них, судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений, жалоб и возражений на них, а также материалов, имеющих существенное значение для установления юридически значимых обстоятельств по делу; по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами, - мотивированное заключение по делу, при необходимости - копии протоколов судебных заседаний; по заявлениям прокурора, в удовлетворении которых отказано, и при отсутствии оснований для обжалования - заключение о законности судебных постановлений, утвержденное должностным лицом, уполномоченным на принесение апелляционных и (или) кассационных представлений.

9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами дел, имеющих особую актуальность и значимость для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

10. Участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или военной форме одежды.

11. Вести строгий учет дел, по которым предусмотрено участие прокурора, с отражением результатов их рассмотрения.

12. При рассмотрении обращений на судебные постановления руководствоваться требованиями ГПК РФКАС РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации.

13. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" не реже одного раза в полугодие анализировать работу по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел. Докладные записки, содержащие сведения согласно приложению к настоящему приказу, направлять в Главное гражданско-судебное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру в срок не позднее 25 января и 15 июля.

14. Главному гражданско-судебному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре регулярно анализировать практику участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, в том числе эффективность обжалования судебных постановлений и обоснованность принесенных представлений.

Результаты использовать для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, в том числе при подготовке информационно-аналитических материалов.

15. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 N 475 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве".

16. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

17. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ

Приложение
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 11.01.2021 N 2


ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ О РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ
В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ


При подготовке докладных записок анализировать динамику показателей работы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также указывать причины таких изменений.

1. Участие в рассмотрении судами дел по заявлениям прокуроров.

1.1. Анализ работы по предварительному согласованию заявлений прокуроров и взаимодействию структурных подразделений в целях своевременной судебной защиты нарушенных прав.

1.2. Сведения о категориях заявлений, в том числе предъявленных в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с указанием причины преобладания определенных категорий заявлений.

1.3. Анализ причин и обоснованности отказа в удовлетворении заявлений прокуроров, а также отказа от обжалования судебных решений, которыми требования прокурора оставлены без удовлетворения.

1.4. Сведения о делах, производство по которым прекращено судом ввиду добровольного удовлетворения требований (с анализом эффективности принятых досудебных мер реагирования), а также по иным основаниям (с указанием оснований прекращения дел).

Меры, принятые в целях исключения фактов необоснованного обращения в суд.

1.5. Данные о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решений суда (количество соответствующих определений и их обоснованность).

1.6. Анализ эффективности оспаривания прокурорами определений судов (раздельно по основаниям их вынесения).

2. Участие прокурора в делах, предусмотренных частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами (раздельно по видам судопроизводства).

2.1. При наличии случаев рассмотрения дел без участия прокурора указать их количество, причины и принятые меры к недопущению таких фактов.

2.2. Качество и обоснованность внесения апелляционных представлений, причины отказа от них (их отзыва, подачи ходатайств об их возвращении) и их количество.

Анализ причин отмены судебных постановлений по жалобам лиц, участвующих в деле, в отсутствие апелляционных представлений.

Отдельно отразить случаи отказа от апелляционного обжалования судебных постановлений при расхождении позиции, высказанной участвующим в деле прокурором, с позицией суда.

2.3. Качество и обоснованность внесения кассационных представлений, причины отказа от них (их отзыва, подачи ходатайств об их возвращении) и их количество.

Анализ причин отмены судебных постановлений по жалобам лиц, участвующих в деле, в отсутствие кассационных представлений.

Отдельно отразить случаи отказа от кассационного обжалования судебных постановлений при расхождении позиции, высказанной участвующим в деле прокурором, с позицией суда.

3. Сведения о вынесении судом частных определений в адрес лиц, допустивших нарушения закона, и должностных лиц органов прокуратуры (указать категории дел, количество вынесенных судом определений, результаты их обжалования). Результаты исполнения частных определений.

4. Сведения о личном участии прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, а также их заместителей в рассмотрении дел судами (количество дел, их категории и результаты рассмотрения).

5. Меры, принимаемые в целях повышения качества обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (проведение заседаний коллегии, плановых мероприятий, учебы работников по повышению профессиональной подготовки, методической работы, в том числе с выездом на места для оказания практической помощи, и другое), и их влияние на эффективность данной работы.

6. Привести наиболее интересные примеры реализации процессуальных полномочий прокурора.

Отразить проблемные вопросы, возникающие в ходе обеспечения участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.




25-[1] http://prokuratura-krasnodar.ru/news/zashchita-prokurorom-prav-grazhdan-v-grazhdanskom



 


24- [1] См.: Официальный сайт прокуратуры Хабаровского края // http://prokuror.hbr.ru/.Обращение 25.02.2014


[1] Женетль С.З. Защита интересов неограниченного круга лиц в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 5. С. 10.

 

[2] СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1578.

 

[3] Законность. 2009. № 7.

 

[4] СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5275.

 

[5] СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

 

[6] СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

 

[7] СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4531.

 

[8] СЗ РФ. 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4434; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. № 6. Ст. 636;  2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2010. № 27. Ст. 3414; № 31. Ст. 4183.

 

[9] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 16 июня 2010 г. // БВС РФ. 2010. № 9.

 

[10] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 16 июня 2010 г. // БВС РФ. 2010. № 9.

 

[11] Ведомости РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

 

[12] СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3902; 2008. № 44. Ст. 5087.

 

[13] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 10 марта 2010 г. // БВС РФ. 2010. № 5.

 

[14] СЗ РФ. 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5275.

 

[15] БВС РФ. 2010. № 3.

 

[16] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2004. № 35. Ст. 3607; № 49. Ст. 4849.

 

[17] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 1997. № 47. Ст. 5341; 2000. № 30. Ст. 3120; № 33. Ст. 3348; 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 7. Ст. 631; № 12. Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; № 30. Ст. 3029; № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 28. Ст. 2829; № 50. Ст. 4855; № 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. № 10. Ст. 835; № 27. Ст. 2714; № 30. Ст. 3086; № 35. Ст. 3607; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 25; № 19. Ст. 1752; № 30 (ч. 1). Ст. 3103, 3111; 2006. № 1. Ст. 10; № 12. Ст. 1235; № 29. Ст. 3122; № 45. Ст. 4627; № 50. Ст. 5285; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 5, 21; № 2. Ст. 360; № 7. Ст. 834, 838; № 17. Ст. 1932; № 27. Ст. 3213, 3215; № 30. Ст. 3808; № 43. Ст. 5084; № 44. Ст. 5280; № 49. Ст. 6068—6070, 6074; 2008. № 9. Ст. 813; № 17. Ст. 1757; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; № 44. Ст. 4986; № 52 (ч. 1). Ст. 6236, 6241; 2009. № 7. Ст. 786, 787; № 29. Ст. 3585; № 46. Ст. 5419; № 51. Ст. 6150, 6158; № 52 (ч. 1). Ст. 6405, 6441, 6450; 2010. № 25. Ст. 3072;  № 40.Ст. 4969; № 50, Ст. 6595; РГ. 2010. № 297.

 

[18] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 29 ноября 2006 г. // URL: http://www.supcourt.ru/vscourt_detale.php?id=4700

 

[19] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2009 г., утв. постановлениям Президиума ВС РФ от 3 июня 2009 г. // БВС РФ. 2009. № 9.

 

[20] СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2581.

 

[21] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2005 г., утв. постановлением Президиума ВС  РФ от 23 ноября 2005 г. // БВС РФ. 2006. № 3.

 

[22] Обзор судебной практики ВС РФ за второй квартал 2009 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 16 сентября 2009 г. // БВС РФ. 2009. № 11.

 

[23] Законность. N 6. 2012.






74759

Оставить комментарий


Презентации



Журнал



О проекте



Новости

• за сегодня •

• за вчера •

Опрос

На сколько процентов Вы используете в работе знания, полученные в ВУЗе?
Проголосовать

Сотрудничество

elibrary1
YurVestnik
КубГУ